Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братия и сестры!

Сегодня Православная Церковь вспоминает день, когда Безгрешный Господь пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. В этом великая тайна. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с нами бремя наших прегрешений и подать исцеление нашим душам. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластный земной владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить Божественным могуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий. Иоанн же прозрев Духом, что перед ним не обычный человек, а долгожданный Спаситель, сказал пришедшему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

И что же слышит он в ответ? Христос отвечает: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 14—15).

Господь чист, Он не имеет греха. Зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы исповедовать грех, которого на Нем нет, и принять очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в наш мир: взять на Себя людские грехи и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти род человеческий.

Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Ведь именно тогда Иоанн и люди, также крестившиеся в Иорданских струях, узрели очами, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17). Так Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Вот оно – Великое  Новозаветное Откровение о Боге - Троице, едином по существу и троичном в Лицах. Однако, Богоявление на реке Иордан и событие крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он - человек. Истинный человек из плоти и крови. Не великий воин, не могущественный Властелин, которого трепетно ожидал Израиль, а сын плотника, Сказавший: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою." (Мк.9 35).

И случилось, казалось бы, немыслимое: первые христиане – ученики и апостолы Господа пошли не за земным властелином, не за полководцем, блистающем в лучах земной славы, но за нищим Проповедником Небесного Царствия, явившем им сакральное: "Поистине, Бог есть Любовь". Возвещение о том, что "Бог есть любовь", что на небесах правит не просто Небесный Владыка, не бездушный закон фатума и кармы, казалось невероятным для языческого мира. И поэтому то, что произошло в день Богоявления, было для них «соблазном и безумием»".

Не подвергается ли до сих пор Церковь Христова тому же непониманию? Она хочет сказать о Боге - а от нее требуют слова о мирских проблемах; она говорит о тайне человеческого спасения - ей же предлагают высказаться о поверхностной межпартийной и политической вражде. Ее слово о Вечном - а люди чаще вспоминают о Церкви, только зацепившись за нечто временное, "скандальное" в ее жизни. Патриарх Алексий II так и закончил однажды свое интервью, когда его все расспрашивали о политике: "Я надеюсь, что однажды корреспондент подойдет ко мне не с политическими вопросами, а с простым вопросом о том - что же делать человеку, чтобы спасти душу свою?!".  

Кстати, в древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и это было отнюдь не случайно. Ведь в Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества.

Так случилось, что грех разлучил человека и Бога, Творца и творение. Иисусом Христом, Его Богоявлением излечивается бездна, разделявшая Бога и человека. Ведь только соединённая в святом причастии с Телом и Кровью Спасителя душа готова и способна принять Божественную благодать и достигнуть вечной, блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.