Что значит быть православным?


10 февраля 2014

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово послушнику Свято-Михайловской Афонской Закубанской общежительной пустыни Андрею Мартыненко.

 

Что значит быть православным?

 

Cегодня в обществе прогрессируют разобщенность, агрессия при внешнем материальном благополучии и даже переизбытке. Все это неискушённого человека может ввергнуть в уныние. Что делать, как реагировать на эту ситуацию православному христианину и что значит быть православным?

Старец Силуан Афонский советовал своим духовным чадам любить всех, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. В этом кратком изречении выражена основная цель жизни христианина и его мировоззрение. Православие – это жизнь. Однако, сегодня все изменилось.

Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от Православной веры. Многие люди подвергаются искушению разделить своё бытие на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, а с другой стороны Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странное сочетание христианских и мирских ценностей. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь в православную среду. Жизнь в современном мире стала очень искусственной. Всякого, кто взглянет на нашу действительность в перспективе жизни, которую вели люди в прежние времена, не может оставить равнодушным то, насколько ненормальной стала жизнь сейчас.

В прошедшие века – даже, в России 19 в. – православное мировоззрение было частью общественной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Почти не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном – все (даже те, которые чуть позже в буре смут и революций отреклись от Христа, став воинствующими атеистами) жили по- православному в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах даже правительство исповедовало Православие, которое было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе России возводились православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно утром и вечером. Монастыри были во всех больших и малых городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России насчитывалось более тысячи официально зарегистрированных монастырей. Монашество являлось общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь - сестра или брат, дядя, дедушка, родственник – принимали монашество, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни пронизывало Православие, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной; им приходилось много работать, чтобы выжить, ведь смерть не являлась редкостью – все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по–православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом. Сегодня мы находимся в иных условиях.

Cмысл этого всеохватывающего искушения (вполне открыт в его мирской форме, а в религиозных формах обычно более скрыт) заключается в следующем: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. Когда мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что мир, который создал избалованное поколение «МНЕ», предъявляет душе тоталитарные требования, отвергающие полноценную православную духовную культуру.

Но можно спросить, какое все это имеет отношение к нам, старающимся вести, насколько это возможно, трезвую православную христианскую жизнь? Самое непосредственное! Православие, действительно, имеет свою внутреннюю жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать её так или иначе. К сожалению, мы часто этого не учитываем.

Существуют два ложных подхода к жизни вокруг нас, которые многие принимают, думая, что это и есть образец, как должны поступать православные христиане. Один, наиболее распространенный подход – просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к поп–музыке, современным модам и вкусам и всему ритму нашей индустрии развлечений. Этот путь – полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы или умирают, и, что печальнее всего, их дети платят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются. Одним из лидеров культа самоубийц, который столь «эффектно» закончил свое существование в Джоунстауне в 1976 г. была юная дочь греческого православного священника; сатанинская рок – группа “ Kiss” (буквально “поцелуй”, но здесь есть сокращение от Kids In Satans Service, т.е. “ ребята на службе сатаны“) состоит из бывших русских, т. е. по рождению православных юношей.

До чего же мы дошли ?.. Внешне современный человек, позиционирующий себя как “православный”, может производить впечатление вполне благопристойной личности с дорогим нательным крестиком (зачастую, кстати, выставленным для всеобщего обозрения напоказ) , выполнять все церковные предписания, неистово поститься, чинно вести себя в храме, присутствуя на богослужении, а внутренне (ведь этого никто не видит) оставаться отъявленным безбожником и демонопоклонником. Быть “православным”, стараться всячески подчеркивать свою православность (как будто мы имеем дело с брендовым понятием) cегодня модно, престижно в высших кругах политической элиты, среди респектабельных бизнесменов, звезд эстрады и шоубизнеса. Но, увы, тысячелетний опыт Церкви Христовой ясно дает понять, как далеко мы ушли от истинно православной святоотеческой традиции, выставляя свои мнимые добродетели для всеобщего обозрения.

Ложный подход другой крайности – это то, что можно было бы назвать псевдодуховностью. Поскольку переводы православных книг о духовной жизни становятся все более доступными, а православная терминология по духовной брани все более и более носится в воздухе, все чаще и чаще новообращенные прихожане толкуют об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвенных состояниях и о подражании святым Отцам, вроде свв. Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита. Очень хорошо знать об этой действительно возвышенной стороне православной духовной жизни и почитать великих святых, которые на самом деле вели ее; но если мы не будем иметь очень реалистического и очень смиренного осознания того, насколько все мы далеки от жизни исихастов и как мы мало подготовлены к тому, чтобы хотя бы приблизиться к ней, наш интерес к ней будет лишь еще одним из выражений нашего эгоцентрического искусственного мира.

Следует избегать обеих крайностей – обмирщения и сверхдуховности. Мы должны глубоко понять, как мало мы знаем и чувствуем наше Православие, как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных христиан, живших сто лет тому назад, и как сильно нам надо стремиться, чтобы сегодня просто выжить, оставаясь православнымы христианами.

Что мы можем сделать для того, чтобы приобрести это осознание, это понимание, и как его сделать более плодотворным в нашей жизни? Святой преподобный Амвросий Оптинский еще в прошлом веке советовал всем христианам «Жить нелицемерно, и вести себя примерно. Тогда дело будет верно, а иначе – выйдет скверно». Ведь не достаточно стать православным, важно – остаться им. Не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой, лежащий исключительно во лжи. Чтобы нам сохраниться как православным христианам, мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в наших целях все, что есть в этом мире положительного. Занимая такую позицию – видя в миру как хорошее, так и плохое, - мы можем иметь православное мировоззрение, то есть жить с православным взглядом на всё бытие, а не только на узкоцерковные вопросы. Существует мнение, которое, к сожалению, слишком уж распространено ныне, что достаточно иметь некое православие, ограниченное церковным зданием и нормальной «православной» деятельностью типа молитвы в определенное время или крестного знамения; в остальном же, согласно этому мнению, можно жить как все, участвуя в жизни и культуре нашего времени без всяких проблем постольку, поскольку мы не совершаем греха.

Всякий, кто понял, что значит быть православным, насколько глубоки обязанности серьезного православного христианина, легко увидит, как ошибочно это мнение. Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь людям в повседневной жизни, наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит души; на все вопросы мы должны в первую очередь отвечать с трезвой христианской любовью и пониманием.

Мы не можем повернуть течение реки вспять. Надо начать с себя: живя в миру, не быть порабощенным душевным притяжением этого утопающего в страстях мира, чтобы сделать себя христианином, и тогда хоть на одну искорку станет светлее на земле.

 

Андрей Мартыненко.

 

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.


Читайте также: