Быть православным


17 марта 2014

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово прихожанке Свято-Троицкого кафедрального собора Майкопа Наталье.

Быть православным.

Можно ли быть православным в нашей обычной, земной жизни? В книге «Старец Силуан» автор ее, архим. Софроний Сахаров, говорит, что жить по-христиански невозможно, по-христиански можно только умирать. Как жить? Имеем ли мы право садиться за стол, зная, что есть голодные? Разве не должен последователь Христа отдать нуждающимся ВСЕ, что имеет? Можем ли мы, не поступая так, считать себя православными?.. Другой монах, батюшка, считает, что «быть православным» означает уйти в монастырь и спасаться там, нет в миру спасения!.. Что же делать, если нет призвания к монашеской жизни?

Для меня «быть православным» означает, прежде всего, нести свой крест. «…Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16.24), - сказал Господь. Древо креста – это полученное в родительском доме воспитание, здоровье, образование, духовное в том числе, знание Евангелия и исполнение Заповедей Божиих. У каждого из нас свои семейные и другие жизненные обстоятельства, болезни, и т.д. В посылаемых нам ежедневно Господом разнообразных ситуациях мы ведем себя так или иначе, т.е. сдаем неожиданный экзамен, результат которого показывает, на каком уровне духовности мы находимся… и как держим в руках крест. Чаще всего мы понимаем, что предложить Христу нам нечего, кроме своих грехов и осознания, что без Него не можем «творити ничесоже». Нет двух похожих крестов, как нет и одинаковых людей. Одному хотелось бы заменить свой крест более легким. Другой, как кажется со стороны, безмятежно шествует по жизни. Но несение креста сопровождается утешениями Божиими – так можно понять, не чужой ли крест мы подняли.

Как-то от неверующего человека пришлось услышать, что православные «все на одно лицо», потому что смирение, к которому призывают нас святые, нивелирует личность. Похожее мнение можно встретить на разных сайтах Интернета - что православного можно «вычислить» по его внешности, т.е. это или угрюмый мирянин, или женщина, одетая в бесформенную одежду, не заботящаяся о своей внешности – ведь это грех, и ради чего уступать общественному мнению.

По-видимому, речь идет о наиболее консервативной части православного общества – тех, которые уже сегодня готовы куда-нибудь спрятаться от глобализации, или же о людях, находящихся по какой-то причине в стрессовом состоянии, когда им не до мнения кого бы то ни было, а это уже от конфессии не зависит. Но, поскольку светское общество проявляет повышенный интерес к православию – жизни священников и мирян, как к людям, считающим себя хранителями истинных ценностей, то как отвечать на эти вызовы? Сложный вопрос, но думаю, что уважать эстетический вкус окружающих, живущий в обществе все же должен.

Что же касается «всеобщей православной одинаковости», то тут как раз все наоборот. Как мы знаем, именно вера, участие в таинствах Церкви, помогают увидеть в себе способности, которыми мы можем служить Богу и людям и раскрывают многие свойства характера – человек лучше себя узнает.

Эгоистичные от природы, мы гневаемся, осуждаем, настаиваем на своем, и т.п. несмотря на стремление выполнять заповеди Господни. Разрыв между представлением о себе «хорошем» и действительностью вызывает душевный дискомфорт. Только человек, желающий, чтобы Церковь была ему Матерью, а Бог – Отцом, понимая, что грехами огорчает Спасителя, будет приносить покаяние и надеяться на помощь Божию в преображении своей души. За этим мы и идем в храм, с трепетом ожидая встречи со Христом в таинствах, и далее уже Он помогает нам увидеть себя настоящего, и понять, что же надо искоренить или исправить.

Самое главное таинство в Церкви – Евхаристия, т.е. соединение со Христом, Личностью, беспредельно любящей каждого из нас. Господь слышит, понимает нас лучше, чем мы сами себя, Творцу ли не знать свое творение! В Православии возможно личное общение и с Божией Матерью, и со святыми. Мы обращаемся к ним за помощью в различных обстоятельствах и недоумениях, выражаем благодарность, и это одна из радостей нашей жизни – знать, что ты будешь услышан. Как говорил старец Николай Гурьянов: «Какие мы счастливые, что можем с Господом говорить, Матерь Божию попросить!»

Конечно, православных «по названию» больше, чем воцерковленных прихожан храмов, и, бывает, хочется снисходительно улыбнуться, видя очереди за водой в праздник Крещения или скопление народа на Пасху для освящения куличей, но только, пока не вспомнятся слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15.16.) и – «… от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12.48.) Вера – дар Божий, полученный нами для приумножения, и нам предстоит ответить, как распорядились мы этим талантом.

Замечательные примеры для подражания, о которых мы узнаем из житий, оставили нам святые, но - ведь «большое видится на расстоянии» - многие эпизоды их повседневной жизни остались за пределами «житийных» биографий. Т.е. далеко не каждый ставший святым человек был эталоном святости всю свою жизнь. Это обстоятельство приближает их к нам, ныне живущим, и вызывает огромный интерес к происшедшим с ними переменами, к преодолению немощей, естественных для человека.

Как известно, православный человек свой крест не оставляет. Память о жертве, принесенной за нас Спасителем, помогает переносить неизбежные скорбные обстоятельства нашей жизни. В связи с этим, вспоминаются две моих знакомых – они подруги, которые, будучи крещенными в детстве, ушли к протестантам, потому что неудобоисполнимыми были для них заповеди Божии, а «добрые сектанты» пообещали гораздо более легкий путь к Царствию Божьему.

Думаю, что быть православным – это благодарить Христа за врученное нам сокровище Православной веры, использовать возможности, данные нам Господом в Его славу, в том числе пополнять свои познания, приносить покаяние, любить Бога и ближнего, и – учиться всему этому до конца жизни.  

Р. Б. Наталья.

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.


Читайте также: