Духовный стержень образования


31 августа 2015

1 сентября Россия отмечает День Знаний. С этого праздничного дня начинается каждый новый учебный год. День этот также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах. Истоки праздника связывают с пришедшим из Византии в Россию в XV веке обычаем отмечать наступление нового календарного года в первый день осени. С 1492 года 1 сентября на Руси стали отмечать церковно-государственный праздник Новолетия, с которым нередко связывалось и начало учебного года. О духовном значении праздника мы попросили рассказать Руководителя молодежного отдела Майкопской и Адыгейской епархии иерея Вячеслава Лемешко.

Духовный стержень образования

“Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда,

когда основанием ему служит вера”

(Cвятитель Московский Филарет).

Каждый наставник знает, как важно, обучая человека различным наукам, воспитывать его с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные в детстве, по большей части, остаются с нами на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительная и мягкая, как воск. Что на ней запечатлеется, то и останется. Св. Димитрий Ростовский говорит: “Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, - доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса,- то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное образование и воспитание, к каким нравам - богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским - приучат его, с таким оно и будет жить”.

Как утверждают некоторые православные детские психологи - даже в присутствии грудных детей нельзя ни говорить, ни делать ничего худого. Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей и их образованием в раннем возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: “Э, ничего еще ребенок,- не смыслит, вырастет,- не станет этого делать”. И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плод с этой яблони и не обрадуетесь,- так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных наклонностей; раннее худое поведение переходит у него в навык,- и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих.

“Ничего нет хуже,- говорит св. Иоанн Златоуст,- когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущенны, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотою”.

Первые христиане не только сами стремились приблизиться к Царствию Божию, но и все усилия свои употребляли к тому, чтобы и детей своих сделать достойными сынами его. На это было направлено все образование и воспитание, какое они старались им дать.

Прежде всего, древние христиане старались запечатлеть в детском уме живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали с материнским молоком.

Вместе с понятием об Искупителе, детям внушали и высокое учение Его о таинствах веры и правилах богоугоднойт жизни, как-то: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.

Многие из христиан все образование детей ограничивали одним Словом Божиим, воспрещая знакомство с языческими учениями. Все светские и житейские науки для христиан первых веков были предметами второстепенными, и главным предметом образования было христианское учение. В древности считали несчастным того, кто знает все и не знает Бога.

Как ранние христиане учили детей? Когда наступало время обучать детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания, которое было первой учебной книгой.

В молитве древние христиане проводили большую часть времени, приучая к этому и своих детей. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия. Родители сами занимались воспитанием и образованием собственных детей. Преимущественно эту обязанность брали на себя матери.

Первое место после родителей в деле образования занимали восприемники, наставлявшие своих крестников на всякое доброе дело. Поэтому дети от самой колыбели были посвящены Богу.

Само слово “образование” напоминает нам о том Образе Божием, который мы - родители и учителя обязаны сформировать в душе и сознании ребенка. Образ Божий - это то, что Господь вдохнул в человека при сотворении. Святые отцы понимают ум человека как Образ Бога Творца, слово – это Образ Сына Божия, дух человеческий - Образ Святого Духа. Образ Божий заключается и в бессмертии души, способности любить, жертвовать, священнодействовать, властвовать и т.п.

Руководитель молодежного отдела Майкопской и Адыгейской епархии иерей Вячеслав Лемешко.

Читайте также: