Свято-Троицкий кафедральный собор города Майкопа в историческом ракурсе


 

Евтых С.Ш.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств

Адыгейского государственного университета

Христианский мир в художественно-культурном проявлении содержит уникальные признаки, придающие ему неповторимое эстетическое своеобразие.  Данное своеобразие характеризуется исторически сложившейся системой искусств, в которой едино сплелись архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство и скульптура.

Храм в данном контексте является связующим звеном между богослужебной практикой и эстетической компонентой религии, где эстетика выступает как наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения. Храм как квинтэссенция церковного искусства, дает нам представления о духовном мире в видимых образах и символах.

Церковное искусство содержит две, условно очерченные стороны внутреннюю (смыслообразующую) и внешнюю (смыслосоставляющую), где внутренняя заключает в себе духовно-догматическое значение того, что  внешняя сторона выражает в видимых условных, канонических, изобразительных формах

"Храм как архитектурный символ - земное отражение Небесного мира и его базовая структура определяется соображениями Мирового порядка и ориентации. Храм и его основная составляющая - алтарь символизируют вершину горы и означают место пересечения двух миров - Небесного и Земного"[2: 368].Православный храм всем своим архитектурным обликом, настенными росписями, иконографическим составом высокого иконостаса воплощает путь очищения и возрождения во Христе человека, как и всего творения в целом. С древнейших времен православному храму присваивается символическое значение самого Христа как спасителя всего человеческого рода. Сущность Церкви - быть местом достойным для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств.

Ярким образцом храмовой культуры служит Свято-Троицкий кафедральный собор, являющийся объектом культурного наследия регионального значения [3]. Собор расположен в западной части г. Майкопа Республики Адыгея.

Свято-Троицкая церковь возведена к концу XIX века в эклектическом стиле с мотивами классицизма. В архитектурно-художественном решении Свято-Троицкая церковь является образцом «кирпичного стиля».

Внешний облик данного культового сооружения имеет гладкую кирпичную кладку и выявляет её декоративную функцию. Также имеет характерную для русской архитектуры базовую форму, то есть в ней четверик церкви венчают пять глав[1]и сводчатые перекрытия с внутренними опорными арками. Однако, можно отметить общую эклектичную стилистику здания, в котором отдельные детали архитектурного декора, имеют рационалистические мотивы, что не мешает воспринимать эстетику образа отечественного культового сооружения в целом.

Воспользовавшись архивными сведениями, более подробнее рассмотрим историю создания Свято-Троицкого кафедрального собора. Согласно архивной справки от 10.04.96. № 74. Государственного архива Ставропольского края [1] в 1881 г. житель г.Майкопа с 1856 г; коллежский асессор Григорий Андреевич Коваленков /изъявил готовность оказать материальную помощь в постройке церкви населению западной части города.

Был созван общественный сход жителей западной части города24 февраля 1881 г., с целью обсуждения хода строительства православной церкви. На нем присутствовало 328 человек из 518 домохо­зяев, а также представитель власти - Н.Пономаренко, исполняющий должность Городового мещанского старосты. Присутствующие постановили необходимость возведения церкви в данном районе города и постановили избрать главным попечителем, распорядителем и казначеем по постройке церкви Г.А. Коваленкова. Жители западной части города решили доставить своими средствами необходимые для строительства материалы и выполнить ряд работ, например, сделать разметку территории, выкопать фундаментный ров и прочие.

Бывший Майкопский городской архитектор и военный инженер из журнала "Зодчий"[2]был избран для разработки плана церкви. Кавказская Духовная Консистория дала разрешение на строительство церкви и выдала храмозданную грамоту 12 июня 1882 г. В ней значилось, что постройка должна возводиться только на собственные средства горожан западного района и строго под наблюдением поручика Гирина. Благочинный Евгений Петровский по указу Епископа Кавказского и Екатеринодарского должен был докладывать Консистории о ходе работ два раза в год.

Спустя два месяца, 15 августа I882 г. очередной сход жителей западной части города постановил просить Кавказскую Духовную Консисторию разрешить освятить престол строящейся церкви во имя Святой Троицы. И вот 3 октября 1882 г. благочинный 15 округа Евгений Петровский провел богослужение и сделал закладку церкви в честь и славу Живоначальной Святой Троицы[3][1].

Строительство основного здания церкви длилось почти пять лет и 23 июня 1887 г. началась ее внутренняя отделка, а 10 ноября 1887 г. Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому был представлен список икон Иконостаса и заявлена просьба на разрешение установления иконостасапопечителями по постройке Троицкой церкви.

15 октября 1888 года благочинный представил рапорт с полной готовностью Троицкой церкви к освещению, а 12 марта 1889 года церковь была освящена (рисунок 1). Вот как рассказывается об этом рапорте протоирея Митрофана Успенского Епископу Владимиру: "несмотря на ненастную погоду, стечение народ, желающих помолиться в новоосвященном Храме было многочисленно... Прихожане Троицкой церкви искренне благодарны Вам за то, что   в настоящую Святую Четыредесятницу будут слушать Божественную литургию в своем Храме и светлый праздник Христова Воскресения встретят радостнее, чем прежде, когда не имели своего Храма"[4][1].

                              

Особый интерес представляет главная опись Свято-Троицкой церкви на 1888 год[5]. В ней отмечается, что для строительства церкви и колокольни был использован еловый лес и кровельное железо. Алтарь от Царских врат до восточной стены имел пространство 9 аршин

 Церковь деревянная, построена вместе с колокольней из елового леса, покрытая железом. Окон всего 23, а дверей 4.

 

Параметры церковного пространства.

Таблица 1.

Наименование

Длина

Ширина

Алтарь

9 аршин[6]

10 аршин

Предел ризницы

4,5 аршин

4,5 аршин

Иконопись[7]

15 аршин

30 аршин

Притвор

10 аршин

10 аршин

 

Алтарь.

Таблица 2.

Наименование Описание
Престол Деревянный столярной работы, высота и ширина его по 1 аршин и 6 вершков.
Жертвенник Деревянный столярной работы.
Икона на Горнем месте Сидящий во главе Спасатель на полотне, простой деревянной раме, окрашена краской, высота 4 аршина, ширины 3 аршина.
Крест Живописной работы деревянный с рукоятием, расположен по правую сторону Горнего места. На одной стороне распятие Спасителя с предстоящей Божьей Матерью и Иоанна Богослова, а сверху Бога-Отца, на другой стороне - Крещение Спасителя, Иоанна Предтеча, ангел, а вверху - изображение Святого Духа в виде голубя.
Икона Божьей Матери Иверской По левую сторону Горнего места при стене деревянная с рукоятием.
Икона Спасителя Николая Чудотворца С другой стороны.

 

Предалтарный иконостас[8].

Таблица 3.

Наименование

Описание

Царские врата

На полотне, окрашены голубой краской с изображением Благовещения Богородицы и четырех Евангелистов.

Икона Иоанна Спасителя

По правую сторону от Царских врат.

Икона Божьей Матери

По левую сторону от Царских врат.

4 местных иконы

Спасителя, Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы и Митрофана Воронежского Чудотворца, расположенные в линии Царских врат.

Икона Архангела Михаила

Изображение на южной двери.

Икона Архангела Гавриила

Изображение на северной двери.

Иконы:

апостолов Петра и Павла, Воздвижения Честного  Креста Господня,

пророка Исайи 

Расположены во второй линии по правую сторону Царских врат.

Иконы:

святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова,   пророка Даниила

Расположены во второй линии по левую сторону Царских врат.

Тайная Вечеря

Расположена над Царскими вратами.

Деревянные позолоченные кресты

Расположены над Тайной Вечерю, над южной и северной дверьми.

 

Иконы в прочих местах Храма.

Таблица 4.

Наименование

Описание

Икона Святителя Николая Чудотворца

На красном сукнеобложена вокруг мишурой и бахромой, пожертвована Майкопским мещанином Рафаилом Пазием.

Икона

Крещения Спасителя с предстоящими ангелами и

Казанской Божьей Матери с ангелами

Изображены с разных сторон на красном сукне и обложены вокруг мишурой и бахромой,пожертвована Майкопским мещанином Антоном Половневым.

Икона

Покрова Пресвятой Богородицы, на концах - святых апостолов.  Матфея, Андрея и Филиппа и

Крещение Спасителя, на концах - Святых апостолов Якова, Иоанна

Изображены с разных сторон на шелковом атласе, обложены вокруг посеребренной мишурой бахромой.

 

 

Колокола[9].

Таблица 5.

Наименование

Описание

Первый колокол

Вес42 пуда с изображением Спасителя, Божьей Матери, четырех евангелистов и херувимов и Иоанна Предтеча.

Второй колокол

Вес 20 пуд.  32 фунта с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, четырех евангелистов и 8-ми херувимов.

Третий колокол

Вес 12 пуд. 10 фунтов с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и великомученика Пантелея, наверху, около ушей - четырех евангелистов и 8 херувимов.

Четвертый колокол

Вес 1 пуд без украшений.

Пятый колокол

Вес 31 фунт без украшений.

 

Храм преображался со временем, достраивался, реставрировался (рисунок 3-4). К Свято-Троицкому храму пристроен новый алтарь с ризницей и пономаркой в 1999 году, который освятил епископ Филарет (Карагодин), колокольня в 2001 году, которую освятил епископ Пантелеимон (Кутовой).

В 2004 году построено вспомогательное 1,5-этажное здание, в котором располагаются: склад, швейная мастерская, газовая котельная, туалеты для прихожан. В 2006 году построен крестильный храм в честь преподобного Сергия Радонежского и новая бетонная изгородь с металлической решеткой вокруг собора.

В 2007 году завершено строительство 1,5 этажного здания канцелярии, в котором разместились: кабинет настоятеля собора, приемная, бухгалтерия, гостиная.  В марте 2007 года силами прихожан собора и пожертвованием предпринимателей Р.П. Кабехова и Л.И. Афанасиади изготовлены 6 колоколов в фирме «Вера» г. Воронеж, и 29 марта 2007 года к 118 годовщине освящения Свято-Троицкого храма привезены в г. Майкоп, освящены архиепископом Пантелеимоном и установлены на колокольне собора[4].

В 1994-ом году, после того как в Майкопе было создано епархиальное управление (сначала Майкопско-Армавирская, а затем Майкопская и Адыгейская епархии), Свято-Троицкая церковь стала кафедральным собором.

Важной архитектурной доминантой православного храма является его многоглавие. Русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом [5].

 

Иерархия устройства небесной Церкви.

Таблица 6.

Количество глав храма

Обозначение иерархии

Одна глава

Знаменует единство Бога.

Две главы

Соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы

Знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы

Обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав

Обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

 

В наши дни Свято-Троицкий храм скромно декорирован, вытянут по продольной оси, в плане крестообразный, имеет оригинальное пятиглавие, глухие барабаны которых, поддерживают купола по форме, напоминающие заводские трубы.Колокольня имеет столпообразную форму с одним ярусом открытых арок звона изавершена не высоким шпилем (рисунок 5-7).

Стены храма имеют монохромный декор, вписанный в зеркально симметричный фасад здания. Четверик с выступающей алтарной частью представляет основной объем строения, основание которого имеет конфигурацию греческого креста и создает ощущение компактности объемно-пространственной формы в целом.

Гладкая кирпичная кладка, имеющая трехчастное горизонтальное деление всего декора рельефной кладки по высоте храма дает представление об эстетической особенности конструкции данного строения:

- первый ярус - кирпичный высокий и гладкий цоколь;

- второй ярус - с небольшим вкраплением архитектурных деталей в виде рамок усилен угловыми лопатками, проходит от верхней точки завершения цоколя до тянутого карниза по периметру здания (выполнена в виде пояса зубчиками (сухариками));

- третий ярус - завершается ступенчатым карнизом, полуциркульные оконные проемы обрамляют арочные перемычки в виде кокошников (килевидные), над двухчастной композицией окон устроены круглые медальоны, стены оформлены актовыми портиками с полуколоннами завершены треугольными фронтонами, апсида обозначающий алтарные объёмы, угловые лопатки увенчаны импровизированными капителями, внутренние архитектурно конструктивные элементы (монолитные своды с опорными контурами, арочные проемы, в трапезной свод коробовый)[3].

В концепции эстетического единого облика, храмовое сооружение производит впечатление целостности, лаконичности и подчеркнутой функциональности.

            

                              

 

Примечания:

  1. Архивная справка от 10.04.96. № 74. Государственный архив Ставропольского края (Крайгосархив).
  2. Евтых С.Ш. Символика архитектурного формообразования духовных комплексов //Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе / ред.-сост. С.И. Хватова. Майкоп: Изд-во "Магарин О.Г.", 2016. 960 с..
  3. Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения Свято-Троицкая церковь. Приказ № 114 от 12.10.15.
  4. СвятоТроицкий кафедральный собор. Исторические сведения о приходе. Свято-Троицкого кафедрального собора г. МайкопаURL:http://morozs.narod.ru/index/0-13(дата обращения 22.04.2017).
  5. Семичева Е.А. Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции (Фрагмент лекции) URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/38-compare (дата обращения 15.05.2017).

 


[1] Тип четырехстолпного крестово-купольного храма.

[2]Журнал "Зодчий" издавался  Санкт-Петербургским обществом архитекторов.

[3]Гаск, ф. 135, оп. 39, д. 891, л. 23-26.

[4]ГАСК, ф. 135, оп. 39, д. 391, л. 112.

[5] ГАСК, ф. 135, оп. 39, д. 391, л. 143.

[6] От восточной стены до Царских врат.

[7]До притвора (по длине) и с Крестообразием (по ширине).

[8]Весь этот иконостас приобретён на добровольные пожертвования.

[9] Все колокола куплены на общественные деньги. ГАСК, ф. 135, оп. 46, д. 152/6