Христианство и экстремизм


12 декабря 2013

Целью этой статьи является доказательство принципиальной разницы христианского вероучения и экстремизма, потому что тема экстремизма в сегодняшнем обществе является болевой точкой. Само это явление не ново, экстремизм носит много личин и разделяется на социально-бытовой, экологический, этнический и религиозный. Как раз на последних двух типах экстремизма мне и хотелось бы остановиться, ввиду того, что на данном этапе нашей истории они получили наибольшее распространение в обществе.

Идеологическая основа экстремизма состоит в категорическом неприятии чуждой культуры, отказ от каких-либо диалогов и соприкосновений с другими культурами, религиями и нациями, а так же в очищении своего общества от якобы пагубного влияния чужой культуры вплоть до насильственного ее искоренения. Многие исследователи видят в экстремизме не только попытку определённого этноса самоидентифицироваться в мультикультурном пространстве, но и кризис морали и нравственности всего общества. Человек видит и понимает, что так дальше жить нельзя и необходимо что-то менять в своем обществе. Однако, чтобы отказаться от чего-то старого необходимо предложить что-то новое. Отсюда и рождаются стремительные попытки очистить общество от пагубных веяний в течение короткого промежутка времени. Зачастую человек, исповедующий экстремистские взгляды, находится в заблуждении. Он полагает, что для стремительного исправления общества необходимо прибегнуть к самым крайним мерам, и, если того требуют обстоятельства, принести в жертву людские жизни для достижения конечной и, как ему кажется, благородной цели.

Христианское же вероучение ставит во главу угла не только личный мистический опыт переживания общения человека с Богом, но так же считает необходимым нравственно совершенствоваться христианину. Господь говорит своим ученикам: «Будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный…"

Этот вопрос нравственного и духовного совершенствования сопровождает христианина на протяжении всей жизни, и конечным результатом этого совершенствования является духовное преображение и приближение к Богу, по другому - обожение. Св. Афанасий Великий выразил универсальную формулу: «Иисус Христос вочеловечился, чтобы мы обожились». Святой Ириней Лионский пишет: «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Если мы посмотрим на предложенные нам концепции Святых Отцов, то увидим, что в основе жизни верующего человека лежит стремление соединиться с Богом, достичь так называемого «обожения человека». Конечно же обожение или духовное преображение человека не зависит от самого человека в полной мере, но состоит в соработничестве с Богом, однако без твердого намерения самого человека, без его стремления исправиться, отказаться от зла и греха в своей жизни - это невозможно.

То есть, если христианин хочет что-то менять в своей жизни, он должен прежде всего начать с признания того, что он болен и поврежден грехом, просить у Бога помощи в своих недугах, и при этом самому стараться вести свою жизнь в соответствии с теми законами, которые предлагает ему Священное Писание. Святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Здесь мы с вами видим, что христианская концепция изменения общества находится в руках самого человека, если ты хочешь и желаешь что-то изменить в своей жизни, в жизни своего общества, то начинай менять не окружающих, а самого себя.

Хочется подчеркнуть, что Русская Православная Церковь всегда открыта для диалога, потому что только через диалог в том числе и с молодежью, мы сможем изменить наше общество к лучшему. Только таким образом у нас получится сохранить и укрепить мир в нашем обществе. И тогда горькие уроки прошлого послужат для нас позитивным опытом предупреждения новых рецедивов экстремизма, которые могут возникнуть в будущем.

Диакон Александр Ионитис


Читайте также: